Scrum
Scrum
появился около 20 лет назад как эффективный метод увеличения
продуктивности при разработке программного обеспечения. Завоевав популярность в
Кремниевой долине, Scrum быстро получил признание в других отраслях бизнеса.
Его создатели Кен Швабер (Ken Schwaber) и Джефф Сазерленд изучили передовой
мировой опыт успешных компаний и пришли к выводу, что «водопадная» модель, по
которой прежде строилась работа над IT-проектами, безнадёжно устарела. Она не
отвечала ожиданиям клиентов, поскольку работа продвигалась медленно, в строгом
соответствии с долгосрочным планом, и часто на выходе получался не тот продукт,
который на самом деле был нужен.
Планомерное
управление проектом сверху вниз создаёт иллюзию контроля и уверенности в
процессе работы, однако на самом деле результат непредсказуем. Несмотря на
наличие килограммов бумаги с подробными планами, обоснованиями, графиками и
таблицами, сроки срываются, бюджет превышается, а работники бывают
разочарованы, ощущая бесполезность своей деятельности.
Люди
важнее процессов
В
компаниях самого разного размера бюрократия первым делом берётся выстраивать
процессы, считая, что неорганизованность — корень всех проблем. Но если этот
корень и существует, то это сотрудники, недовольные своей работой, игнорирующие
клиентов и их потребности, неспособные реализовать свой потенциал, состояться.
Они всё и портят.
Scrum —
это про счастливых сотрудников, а не про бесконечно стройные и дорогие
процессы.
Придите
завтра в свой офис, и вы наверняка увидите там много таких людей. Важно
поставить в центр организации сотрудников, а не начальников или процессы.
Продукт
важнее документации
Ещё одно
любимое занятие бюрократии — бесконечно всё описывать, создавать тонны
документации, тратить на это добрую половину ресурсов, затягивать таким образом
сроки. Важны не бумажки, а то, удаётся ли вашей организации, вашей команде
создавать именно тот продукт, который действительно нужен клиентам. Если у вас
будет отличный продукт и не будет документации — это неплохо. Именно так вышел
на рынок первый iPhone в 2007 году.
Scrum —
это про смысл, а не про создание максимума бумажек ради создания максимума
бумажек.
Колоссальных
размеров внутренняя документация и описание каждого вашего шага на пути к
готовому продукту тоже, наверное, важны, но всё большее количество компаний
обходится сейчас без этой ерунды. И они — ваши конкуренты. Ваши всё более
быстрые конкуренты.
Сотрудничество
с клиентом важнее идеально составленного контракта
Чтобы
сделать хороший продукт, нужно работать, созидать, решать проблемы, придумывать
и реализовывать идеи. Всё, что отвлекает от этого, — мусор. Нужно выстроить
такие отношения с заказчиком, чтобы он постоянно участвовал в вашей работе,
видел, каким будет продукт, если следовать текущей стратегии, понимал
перспективы получения именно устраивающего его продукта. Это можно сделать,
если с заказчиком вас связывают отношения, а не только контракт.
Scrum —
это про понимание и сотрудничество, а не про юристов и прикрывание мягкого
места.
Необходимо
выстроить такие отношения с клиентом, когда не нужно обмениваться бесконечными
и безжизненными бумажными требованиями и условиями и заключать пачки договоров.
Идеальная ситуация, когда вы являетесь добрыми и понимающими партнёрами,
соратниками, работающими для достижения одной цели, и вам не нужно страховаться
договорами и тратить на это значительное количество времени. Договоры и бумажки
— это способ обезопасить себя. Постройте такие отношения, в которых никакой из
сторон не нужно будет защищаться.
Способность
меняться важнее следования планам
Говорят,
самое страшное — всю жизнь делать продукт, которым в итоге никто не
воспользовался. Представьте, вы три года разрабатывали что-то, что потом не
полетело, так как оказалось невостребованным на рынке. Виной тому грандиозные
планы, составленные на старте, и точное следование им. Что, если план на три
года был ошибочен? Вы потратите кучу денег и останетесь у разбитого корыта.
Scrum —
это про науку и смысл, а не про веру и необоснованные надежды.
Как же
быть? По Scrum, вы должны иметь большую цель, но идти к ней итеративно, не
пытаясь предугадать каждый свой шаг в далёком будущем. Небольшими итерациями по
2–4 недели двигайтесь к цели, оборачивайтесь назад, делайте ретроспективу,
оценивайте сделанное, отказывайтесь от результата последней итерации, если он
не приближает вас к цели. Таким образом можно избежать глупых больших провалов.
Итеративность — это научный подход. Надежды на правильность больших планов —
это, скорее, похоже на религию.
Должности
и титулы не важны — важно то, что вы делаете
Чем выше
уровень начальника, тем меньше он знает непосредственно о создании продукта и
тонкостях его работы, его свойствах, возможностях. Сегодня модны подходы к
управлению, когда начальники становятся не особо нужны, иерархии стираются,
организации делаются плоскими. Должности не важны, когда речь идёт о
практической работе по созданию продукта, исследованию потребностей
пользователей, проверке различных гипотез, об активном итеративном развитии.
Scrum —
это про доверие, а не про силу и насилие.
Классические
начальники созданы для контроля и репрессий. Если же коллектив состоит из
увлечённых профессионалов, которым доверяют и которые занимаются
непосредственно созданием ценности, то им не нужен начальник-надсмотрщик с
красивым, но бесполезным титулом.
Комментарии
Отправить комментарий